г.Пятигорск / ул. Береговая 14 / Тел: 8(8793)39-02-53
e-mail: uchebnik@kmv-book.ru

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Федеральный перечень 2014-2015

 

Министерство науки РФ с сентября 2013 внесло изменения в список федерального перечня учебников. Внесение изменений в список рекомендованных к использованию и реализации образовательных программ начального, основного и среднего образования на 2014 и 2015 учебный год, связано с тем, что был введен закон «Об образовании в Российской Федерации», который  вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

 

Законом утверждено, что общеобразовательные учреждения имеют право приобретать за выделенные средства из бюджета и применять в образовании те учебники, которые вошли в Федеральный перечень. Ранее перечень  составлял  более 3 тыс. изданий, однако после проверок в ведомстве решили  сократить список почти в два раза. Теперь в перечень входит более 1.5 тыс. позиций, на сегодняшний день список сформирован и утвержден.

Так же в ведомстве отметили, что проведение процедур ежегодного пересмотра федерального перечня учебников неэффективно и нецелесообразно. В связи с чем,  его пересмотр и формирование будет проводиться один раз в три года. Процедура исключения учебника из перечня будет проводиться при выявлении несоответствия требуемым установленным нормам.

Школы будут не сразу обновлять учебники. Министерством образования и науки предоставлен переходный период для замены учебников, которые имеются в образовательном учреждении. Учебники будут использоваться до срока износа, а в среднем это составляет 5 лет.

Хорошо ли это? Можно согласиться с правильностью, увеличения срока пересмотра федерального перечня учебников до 3 лет. Но все ли в порядке с самим перечнем?

У нового Федерального перечня имеются  противники. Такие как:

- Директор института развития НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, которая выступила с резкой критикой сокращения перечня учебников  и в первую очередь видит в этом коррупционную составляющую
«Мне  совершенно не нравится такая тенденция. Если  новым законом  об образовании мы дали школам формирования вариантов программ обучения, то стандартизируя и уменьшая количество учебников, мы отчасти  забираем это право. Ведь если  учебники прошли полную экспертизу структур и есть  груз ответственности, то почему их не должно быть много? Сокращение числа учебников дает возможность нескольким компаниям просто монополизировать рынок и диктовать свои цены школам и родителям детей».

- Демидов, полностью согласен с Ириной Абанкиной, в части возможности монополизации рынка несколькими игроками         «Существует риск монополизации, когда одна или несколько  компаний захватят все поле. Это плохо как с точки зрения качества, так и с подачи материала. Когда есть конкуренция, есть и борьба за качество. Компании бьются за то, что бы именно их продукцию закупали школы»

- Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, сказал журналистам, что 28 марта им был направлен депутатский запрос министру образования, Дмитрию Ливанову. В этом запросе он высказывал свое удивление  тем, что результатом реформы стал не контроль качества школьных учебников, а контроль способности издательств исполнить формальные требования министерства образования.

Многим издательствам отказывали в приеме учебников, день за днем до срока окончания подачи включения в перечень. Сотни учебников были не приняты по примеру: сначала устно порекомендовали подать заверенные копии экспертных заключений, а потом на основании отсутствия подлинников не включили в перечень.

Учебники не пройдя три проверки (Научную в РАН, общественную и педагогическую) не отправлялись на доработку, а сразу исключались. Цель повышения качества была заменена на искусственное уменьшение  количества. Раньше государство стимулировало создавать линейки учебников, теперь же министерство борется с трудностями, которые само и создало.

- Рустем Николаевич Букеев президент «Школа 2100», автор 22 учебников, к которым на протяжении 20 лет не было претензий, они были просто вычеркнуты из Федерального перечня

«13 февраля, как и положено,  мы доставили учебники в Министерство образования и получали отказ в принятии на основании «что сегодня не когда». Доставляли 14 и 15 февраля, каждый раз не было положительных ответов. Подали в суд, но сроки подачи в списки перечня прошли, и суд не дал результата.

У меня телефон разрывается, звонят учителя всей страны, с вопросом: как ты мог пропустить срок подачи книг в Министерство образования? Я не знаю, что им отвечать…» говорит Букеев.

Вся образовательная система  «Школа 2100» погибнет: на данный момент она осталась без средств существования.  Проводились бесплатные подготовки учителей. Теперь специалисты вынуждены проводить курсы на волонтерских началах. По закону учителям предоставлено 5 лет работ по тем же книгам до срока ветхости. Однако не все регионы позволят это учителям. И в первых классах нельзя работать по книгам не из перечня. Где-то половине  российских учителей придется перестраиваться на другие учебники. Другие образовательные программы. Чем это грозит?

Самое первое, что приходит на ум – снизится качество получаемого образования в начальной школе. Потому что качественно обучить можно только в том случае, если  сам знаешь то, что даешь другим. Не исключено, что за этим последуют массовые увольнения учителей. Ведь фактически их ставят перед фактом необходимости прохождения самостоятельного переобучения новым программам образования, с которыми они не сталкивались. А что им это даст? Повышенную заработную плату? Нет. Дополнительные расходы? Да. Так не проще ли сменить профессию? Учиться и так и так придется, только доход в случае смены профессии может только увеличиться.

Родителей ожидает увеличение цен на учебники. Монополизация рынка она такая штука. Всегда  бьет по карману потребителя.

А что делать тем, у кого дети обучались по образовательным программам, канувшим в лету? Опять раскошеливаться. На учебники. На рабочие тетради. Срок жизни учебника 5 лет? Вы видели учебник, которому хотя бы 3 года?

Переходить на новые программы обучения? По «легализованным» учебникам?

Скачать утвержденный Федеральный перечень


Опубликовал 13 мая 2014.
Размещено в Новости, Педагогам, Родителям.




Оставить комментарий